Россия, 109074, Москва,
Славянская площадь, 2
подъезд 1, этаж 5

Тел.: (095) 755-82-69
Факс: (095) 784-69-63
E-mail: info@kcmk.ru

   На главную | О компании |Продукция | Предприятия | Фотогалерея | Пресс-релизы | Публикации | Контакты
   english version

04.09.03
ЖУРНАЛ «ВОЕННЫЙ ПАРАД». СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

 

Валентин Ляшенко, заместитель генерального директора
ОАО «Концерн средне- и малотоннажного кораблестроения»,
лауреат Государственной премии

КСМК: передовые технологии – на службе флоту

Упорство, сила, надежность» – девиз и позиция ОАО «Концерн средне- и малотоннажного кораблестроения» в реализации государственного курса на реформирование ОПК России.

Прошло менее двух лет с того времени, когда Президентом России, Госсоветом РФ и правительством был взят курс на реформирование оборонно-промышленного комплекса (ОПК) России и создание интегрированных научно-производственных и финансовых структур, способных в непростых экономических условиях последних лет успешно выполнять государственный оборонный заказ, наполняя его новыми, современными образцами оружия, вооружения и техники.

Одним из ярких примеров целесообразности создания подобных интегрированных структур ОПК является активная работа и экономические успехи ОАО «Концерн средне- и малотоннажного кораблестроения» (КСМК) и его предприятий. Учредители КСМК – ФГУП «Центральное морское конструкторское бюро (ЦМКБ) «Алмаз» – ведущий в России проектант малых и среднетоннажных кораблей, ФГУП «Хабаровский судостроительный завод», ОАО «Амурский судостроительный завод», ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», ФГУП «Средне-Невский судостроительный завод», ОАО «ССЗ «Вымпел» и Межрегиональный инвестиционный банк (МИБ). Концерн тесно взаимодействует с Российским агентством по судостроению, Министерством обороны РФ, Пограничной службой Российской Федерации, ФГУП «Рособоронэкспорт», МЧС РФ, Государственным таможенным комитетом РФ и Государственным комитетом РФ по рыболовству.

Целью концерна является разработка, строительство и модернизация кораблей (катеров), судов, а также судовых систем. Это достигается концентрацией усилий по оптимизации использования производственных мощностей судостроительных заводов, максимальной интеграцией информационных, технологических и интеллектуальных возможностей всех участников, развитием экспортного потенциала, выполнением государственного оборонного заказа, налаживанием управленческих и межзаводских кооперационных связей, приобретением опыта управления интегрированной структурой.

Предприятия концерна строят большую гамму среднетоннажных и малотоннажных кораблей (судов), которые могут быть востребованы как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Что касается военного кораблестроения, то предприятия КСМК предлагают и поставляют заказчикам подводные лодки, тральщики (проектов 266М, 266МЭ, 10750), ракетно-артиллерийские (проектов 12418, 12421, 12300) и патрульные катера (проектов 14310, 12150). Гражданское судостроение представлено буксирами, водолазными, рыболовными, противопожарными, научно-исследовательскими судами, сухогрузами, танкерами, морскими нефтедобывающими платформами и др.

Серьезное внимание руководством концерна уделяется маркетингу и участию в международных и российских выставках, таких, как «IMDEX ASIA 2001», «INTERPOLITEX 2001», «INTERPOLITEX 2002», и других.

Следует отметить, что по итогам VI международного форума средств обеспечения безопасности государства «INTERPOLITEX 2002» и выставки «Граница 2002», проводившейся в его рамках, ОАО «Концерн средне- и малотоннажного кораблестроения» назван лауреатом международного конкурса «Национальная безопасность» и награжден золотой медалью и дипломом 1-й степени за разработку и строительство пограничных сторожевых кораблей и катеров. Экспозиция концерна на выставке «INTERPOLITEX 2002» еще раз убедительно продемонстрировала преимущества интеграции, явившиеся результатом объединения возможностей судостроительных и финансовых структур по проектированию, кораблестроению и финансированию.

Не менее достойно планируется представить лучшие образцы продукции концерна и на первом Международном военно-морском салоне «МВМС 2003» в Санкт-Петербурге.

Как итог большой совместной работы по усилению качественного состава сил морской охраны Пограничной службы Российской Федерации директором ФПС России К. Тоцким в июне 2002 года было подписано генеральное соглашение с КСМК о сотрудничестве. На торжественной церемонии К. Тоцкий сказал, что выбор ОАО «КСМК» в качестве партнера не случаен. В сложных экономических условиях последних десяти лет предприятия концерна смогли не только выстоять и сохранить свой производственный потенциал, но и уверенно приступить к проектированию и строительству принципиально новых кораблей и судов для пограничных войск.

Ярким примером взаимовыгодного сотрудничества ФПС РФ и КСМК стало строительство для органов морской охраны Пограничной службы Российской Федерации на ОАО «ПСЗ «Янтарь» современного специализированного природоохранного патрульного судна на базе германского проекта 6457, доработанного ФГУП «ЦМКБ «Алмаз» под требования Морского регистра судоходства и специальные требования Пограничной службы Российской Федерации. Головное патрульное судно «Спрут» (проект 6457с), заложенное в День пограничника (27 мая 2002 года), уже в 2004 году войдет в состав ФПС РФ и доставит немало хлопот браконьерам.

Рис. 1

Патрульное судно «Спрут» (проект 6457с)

Учитывая высокие тактико-технические характеристики патрульного судна «Спрут», а также большую потребность органов морской охраны ФПС РФ в судах подобного класса, руководством Пограничной службы Российской Федерации принято решение с 2003 года начать их серийное (не менее 10 единиц) строительство на ОАО «ПСЗ «Янтарь», что значительно уменьшит общие затраты на суда данного класса и тем самым обеспечит экономию государственных бюджетных средств, выделяемых на закупку вооружения и техники.

Чем же так привлекателен «Спрут» для России и ФПС РФ?

«Спрут» – судно нового поколения, на котором за счет передовых технологий, средств автоматизации и компьютеризации реализована идея оптимизации эффективности использования и стоимости эксплуатации («эффективность-стоимость-реализуемость»). Имеет водоизмещение около 900 тонн, длину 65,5 метра, ширину 10,6 метра, осадку 3,48 метра. Автономность – не менее 30 суток. Мореходность и район плавания – неограниченные. Дальность плавания экономическим ходом – до 12 000 миль. Экипаж – 15 человек и не менее 10 пассажиров.

По соотношению основных размерений корпуса и его обводов, а также с учетом специфики решаемых задач «Спрут» спроектирован как промежуточный между военным кораблем и гражданским судном. Это позволило достичь удачного сочетания основных качеств: гражданского судна – экономичности и военного корабля – скорости.

«Спрут» оснащен уникальной главной энергетической установкой фирмы MTU (Германия) с автоматической системой управления с главного командного поста. Схема главной дизель-электрической установки CODAE имеет троекратное резервирование хода, обеспечивает развитие максимальной скорости 21,5 узла. Ресурс главной энергетической установки рассчитывается автоматически в зависимости от избранных режимов использования ГЭУ и может составить более 36 тысяч часов. Экономический ход при работе гребного электродвигателя от дизель-генератора на винт – 12 узлов, патрульная скорость – 8 узлов. Возможности судна по догону судна-нарушителя могут быть усилены за счет использования спускаемого на ходу катера, имеющего мореходность 5 баллов и скорость 30 узлов.

Наличие у патрульного судна «Спрут» системы пассивных и активных успокоителей качки, активного руля, носового и кормового подруливающего устройства обеспечивает высокие мореходные качества, что исключительно важно при решении задач охраны морских биологических ресурсов в экономической зоне штормовых морей Дальнего Востока. Мореходные испытания прототипа патрульного судна «Спрут» – головного судна Федеральных пограничных сил Германии, проведенные в Северном море при силе ветра 10 баллов и высоте волны 5 метров, продемонстрировали его прекрасные мореходные качества и полностью подтвердили требования технического проекта судна.

Анализ целесообразности и обоснованности строительства для Пограничной службы Российской Федерации патрульных судов «Спрут» (проект 6457с) на отечественном предприятии, проведенный компетентными государственными структурами, подтвердил правильность принятого ФПС РФ решения и экономическую выгоду. В итоге ФПС РФ получит современное специализированное патрульное судно нового поколения, максимально адаптированное под задачи охраны экономической зоны России и по минимальной стоимости в сравнении с российскими и зарубежными аналогами.

Прототип природоохранного патрульного судна «Спрут» – головное судно Федеральных пограничных сил Германии «Bad Bramstedt», построенный судоверфью «Abeking & Rasmussen» совместно с ОАО «ПСЗ «Янтарь», – приглашен Российским агентством по судостроению для участия в первом российском Международном военно-морском салоне (Санкт-Петербург, 25-29 июня 2003 г.).

Особым сегментом в проектировании и кораблестроении предприятий КСМК является строительство малых ракетных кораблей и катеров, вооруженных противокорабельными ракетами, обладающих мощью, соответствующей кораблям классов «корвет» и даже «фрегат». При относительно низкой стоимости строительства (они в 2-4 раза дешевле) и с учетом значительного боевого потенциала эти малые корабли и катера привлекают особенно пристальное внимание стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Используя преимущества интеграции, заложенные в объединении судостроительных и финансовых структур, концерн занимается проектированием и строительством перспективных, быстроходных, в том числе на новых принципах движения, патрульных кораблей и катеров. К их числу относится сторожевой пограничный корабль «Мираж» (проект 14310), предназначенный для охраны морских участков государственной границы и поддержания режима территориального моря, а также для охраны морских биологических ресурсов в прибрежных районах моря.

Рис. 2

Скоростной пограничный корабль «Мираж» (проект 14310)

«Мираж» – быстроходный глиссирующий корабль – исполнен в корпусе из алюминиево-магниевого сплава с остроскулыми обводами. Его мореходные качества обеспечивают движение на максимальных оборотах главных двигателей при волнении до 4 баллов и безопасное плавание на пониженных скоростях при волнении до 7 баллов включительно.

На корабле внедрены принципиально новые конструктивные технические решения: впервые в мире использован комплекс автоматически управляемых интерцепторов (КАУИ), что позволило повысить скорость на 8-10 узлов (до 50 узлов), значительно снизить килевую и бортовую качку, улучшить мореходные качества при сильном волнении. Высокие характеристики еще раз подтвердились на мореходных испытаниях головного корабля в штормовых условиях Каспийского моря (при волнении моря 4 балла «Мираж» развил скорость 40 узлов, при этом качка практически не ощущалась).

Не менее интересен и патрульный катер «Мангуст» (проект 12150), предназначенный для соблюдения пограничного режима в открытых портах (на рейдах), режима государственной границы и охраны морских биологических ресурсов в прибрежных районах. На катере внедрены принципиально новые конструктивные технические решения:

  • рациональное сочетание обводов корпуса («глубокое V») с выбором движительного комплекса (два дизеля модификации М470 с приводом Арнесона), что в позволило добиться высоких скоростных характеристик (свыше 50 узлов), хорошей маневренности и управляемости;
  • оптимальная компоновка энергетической установки (дизель, винт, вал, корпус) позволяет при существующих запасах топлива обеспечить дальность плавания не менее 410 миль и автономность – не менее двух суток, развивать максимальную скорость более 50 узлов при водоизмещении чуть более 27 тонн;
  • учтены современные требования к эргономике, дизайну, что выгодно отличает катер от аналогов отечественного и зарубежного производства. За счет оптимальной компоновки помещений и мер по снижению уровня шумности и вибрации экипаж и пассажиры имеют хорошие бытовые условия, а также для служебной деятельности.
Рис. 3

Патрульный катер «Мангуст» (проект 12150)

По своим основным тактико-техническим характеристикам и по критерию «эффективность-стоимость-реализуемость» катер «Мангуст» превосходит лучшие отечественные и не уступает зарубежным аналогам.

Кроме выполнения государственных заказов для ВМФ и ФПС России, предприятия концерна активно занимаются коммерческими программами. КСМК участвует в ряде тендеров по строительству транспортно-буксирных судов, паромов, танкеров, многоцелевых транспортных судов, водолазных и пожарных судов и т.п. для зарубежных заказчиков. Ярким примером этого направления деятельности служит выполнение подписанного 23 мая 2002 года контракта между компанией «Exon Neftegaz Limited» (США) и ОАО «Амурский судостроительный завод» на переоборудование и реконструкцию морской нефтедобывающей платформы «Орлан». Стоимость контракта – 140 млн. долларов США.

Таким образом, концерн, адаптируясь к новым условиям экономической деятельности, жесткой конкуренции, расширяет рынок сбыта продукции предприятий, входящих в его состав, осваивает экспортное направление и уверенно смотрит в будущее.

Источник: Журнал «Военный парад». Специальный выпуск


Новости

25.04.08
Пресс-служба ОАО «КСМК». Доступен фотоархив о визите премьер-министра М.Фрадкова на ОАО "Амурский судостроительный завод" в 2005г.

23.04.08
Пресс-служба ОАО «КСМК». Доступен фотоархив о визите министра обороны РФ С. Иванова на ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» в 2006 году.

23.04.08
Пресс-служба ОАО «КСМК». Доступен фотоархив о посещении Президента РФ В.В. Путина и Канцлера ФРГ Г. Шредера стенда ОАО КСМК на 58-ой Международной промышленной ярмарке в г. Ганновере в 2005 году.



Архив публикаций за 2003 г.   >>


Архив публикаций за 2004 г.   >>


Архив публикаций за 2005 г.   >>


Архив публикаций за 2006 г.   >>


Архив публикаций за 2007 г.   >>