Россия, 109074, Москва,
Славянская площадь, 2
подъезд 1, этаж 5

Тел.: (095) 755-82-69
Факс: (095) 784-69-63
E-mail: info@kcmk.ru

   На главную | О компании |Продукция | Предприятия | Фотогалерея | Пресс-релизы | Публикации | Контакты
   english version

30.05.03
«НЕЗАВИСИМОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ» №18 (333)

 

Михаил Ходаренок

Ренессанс «москитного» флота

В его наступлении уверен генеральный директор Концерна средне- и малотоннажного кораблестроения Михаил Хейфиц

— Михаил Вячеславович, как бы вы охарактеризовали состояние дел в том сегменте рынка военного кораблестроения, в котором работает ваш концерн?

— Конкуренция здесь достаточно напряженная. Анализ этого сегмента мирового рынка кораблестроения показывает: если Россия не выйдет на него с новыми разработками и не будет активно продвигать свою продукцию, то нас в ближайшей перспективе отсюда вытеснят. Ситуация складывается таким образом, что с развитием новых средств связи, радиолокации, гидроакустики, видов вооружения строительство больших крупно-тоннажных кораблей в мире сегодня идет на спад. Исключение составляют некоторые супер-державы, жизненные интересы которых находятся вдалеке от их береговой черты. Только они могут себе позволить вводить в строй и содержать морские гиганты.

В настоящее время основные потребители вооружения и военной техники – Юго-Восточная Азия, Арабский Восток, Африка, Латинская Америка – прекрасно понимают, что высокоэффективные, мобильные, хорошо вооруженные небольшие корабли водоизмещением до полутора-двух тысяч тонн могут фактически выполнять все те же задачи, которые ставятся перед крупными кораблями.

— То есть можно говорить о своеобразном ренессансе малого флота?

— Да, безусловно. Реальность такова: на небольших по водоизмещению кораблях средства обнаружения почти такие же, как на крупных, ракетное оружие точно такое же, взаимодействие с другими кораблями, берегом и воздухом абсолютно идентично.

Поэтому сегодня в состав флота можно получить боевую единицу или несколько единиц, которые функционально выполняют практически те же задачи, что и крупные корабли. Только цена будет в десятки раз меньше. Естественно, любая страна, умеющая считать деньги (а деньги сегодня умеют считать все), предпочитает приобрести пять-семь малотоннажных кораблей с высокоточным оружием и передовым радиоэлектронным оборудованием, чем за те же деньги получить крейсер или эсминец, вдобавок требующий колоссальных затрат на свое содержание.

Мобильность, оперативность, скрытность его применения при этом будет существенно ниже.

Поэтому мы реально оцениваем возможности рынка малых кораблей (ракетных катеров в том числе) на ближайшие десять лет: 500-550 единиц. Он охватывает в первую очередь те регионы, которые я перечислил. Другое дело, сможем ли мы занять всю эту нишу? У нас конкуренты достаточно серьезные, это западные фирмы и компании с многосотлетними традициями кораблестроения.

Рис. 1

 

— Когда в нашей стране началось строительство малых ракетных кораблей и катеров?

— Первым стал катер проекта 183, вооруженный крылатыми противокорабельными ракетами. В 1957 году начались его морские испытания. Они показали высокую эффективность, что в немалой степени определялось не только боевыми возможностями ракеты, но и маневренными и скоростными качествами корабля. Ракета обладала относительно малой высотой полета и оснащалась автономной системой самонаведения. Наличие такой системы позволяло катеру свободно маневрировать на отходе после ракетного залпа. Согласно спецификации, РК предназначались для нанесения ракетных ударов по боевым кораблям и судам противника в открытых районах моря. Это были первые в мире ракетные катера, вооруженные самонаводящимися крылатыми ракетами. В странах НАТО их создание началось на 10 лет позже.

Однако гораздо более знамениты большие ракетные катера (БРК) проекта 205 и их модификации. По ударному потенциалу они вдвое превосходили малые ракетные катера (МРК) и строились серийно на нескольких заводах в Ленинграде, Владивостоке и Рыбинске. Головной корабль был сдан флоту в 1960 году. Проект БРК широко использовался в качестве основы для создания экспериментальных катеров, предназначавшихся для отработки новых видов оружия, вооружения и технических средств.

— Есть ведь и опыт боевого применения этих катеров...

— К слову сказать, далеко не каждый корабль может похвастаться в наше время участием в боевых действиях. Но наши катера в боях зарекомендовали себя прекрасно. Вооруженные комплексом П-15 ракетные катера проектов 183 и 205 явились эффективным средством борьбы с надводными кораблями на закрытых морских театрах и в прибрежной зоне военных действий. Они состояли на вооружении флотов Югославии, ГДР, Польши, Китая, Индии, Индонезии, Финляндии, Египта и Сирии. Боевую проверку прошли в арабо-израильских войнах и индо-пакистанском конфликте 1971 года.

В октябре 1967 года четырьмя ракетами П-15, выпущенными с египетских РК проекта 183-Р, был потоплен израильский эсминец «Эйлат». Это событие по праву следует считать переломным в отношении стран Запада к такому средству борьбы с надводными кораблями, как противокорабельные крылатые ракеты. И если раньше в большинстве флотов крайне скептически относились к противокорабельным крылатым ракетам морского базирования, то после случившегося критика не только стихла, но началась интенсивная разработка этого оружия в США, Франции, Италии и других государствах.

Прекрасно показали себя катера 205ЭР проекта и во время боев в Индийском океане в ходе индо-пакистанского конфликта 1971 года. В частности, 5 декабря три индийских катера ракетным залпом уничтожили пакистанские эсминец «Хайбер», тральщик «Мухафиз», крупный транспорт во время набеговой операции на главную военно-морскую базу пакистанского флота Карачи.

— А что сейчас?

— Военно-морской флот сегодня намерен приступить к строительству кораблей типа «корвет», «фрегат» водоизмещением в полторы-две тысячи тонн. Вот и мы в Рыбинске заложили малый ракетный корабль нового поколения. Потому что за ними будущее.

Наконец, мы предлагаем сегодня потенциальным покупателям не только сам корабль, но и все необходимое для его обслуживания, ремонта, возможность его модернизации. Тут надо иметь в виду то обстоятельство, что такая услуга в конечном счете составляет 4-5 % от стоимости корабля. То есть нам выгодно действовать именно таким образом.

Рис. 2

 

— А нет ли у нас такой проблемы: мы создаем корабль с прекрасными обводами, хорошей мореходностью, однако по своей «начинке» он будет уступать кораблям соответствующих классов на Западе?

— На самом деле слух о смерти нашей радиоэлектронной промышленности сильно преувеличен. Практически все наши предприятия – ведущие разработчики и производители средств РЭБ, систем связи, локации – активно действуют как на внешнем рынке, так и на внутреннем и имеют прекрасные перспективы.

Головной проектант занимается не только обводами. Тут весь процесс идет в комплексе. Вместе с самим кораблем проектируется и значительная часть радиоэлектроники и оружия, другие системы и механизмы, которые нужны для его нормального боевого использования. Сначала ставится общая задача, только потом рождаются обводы и корабль в целом. Другое дело, что надо разместить в достаточно ограниченном объеме массу механизмов, вооружения и систем, но в этом и заключается талант проектанта – чтобы все было красиво.

Мы сегодня имеем все виды радиоэлектроники и средств обнаружения, гидроакустики и противолодочного вооружения, такие ракетные комплексы, как «Уран», «Яхонт», «Медведка», прекрасные торпеды, хорошие артиллерийские комплексы, например, «Каштан».

Кстати, мы абсолютно спокойно идем навстречу требованиям заказчика, если он желает поставить какое-нибудь свое оборудование: средства радиоэлектроники, гидроакустики, связи, рулевые устройства. Однако опыт эксплуатации показывает, что через некоторое время они все-таки просят установить нашу аппаратуру.

— Предъявляют ли инозаказчики какие-либо дополнительные требования, скажем, к обитаемости кораблей, бытовым условиям?

— Практически любой заказчик предъявляет повышенные требования к обитаемости и комфортности кораблей. Это вообще общемировая практика. В свое время, когда строились корабли для советского ВМФ, в первую очередь думали, где разместить оружие, механизмы, и только на оставшееся место устраивали экипаж. Сегодня же при создании кораблей мы очень внимательно относимся к условиям обитаемости.

Что касается инозаказчиков, в частности стран Юго-Восточной Азии, то прежде всего они предъявляют повышенные требования к системам кондиционирования, пресной и питательной воды, фекальной системе и другим компонентам, которые позволяют человеку в течение определенного отрезка времени чувствовать себя нормально, комфортно.

— Как складываются отношения с заказчиками?

— Покупателей нашей продукции много, в том числе и иностранных, с которыми мы работаем через «Рособоронэкспорт». Мы уверены, что в ближайшие месяцы будет подписан ряд серьезных контрактов, которые позволят прежде всего реализовать нашу продукцию на внешнем рынке, тем самым значительно продвинуть разработку и строительство кораблей.

Недавно состоялся подъем флага на головном ракетном патрульном катере «Мираж» и передача его Федеральной пограничной службе. Катер показал результаты, которые никто не ожидал, даже конструкторы. Открою вам секрет: при полной нагрузке в 12 тонн и нахождении на борту помимо штатного экипажа сдаточной команды, госкомиссии (для катера имеет значение вес каждого человека) катер при волнении 4-4,5 балла достиг скорость в 46 узлов. Между тем его спецификационная скорость составляет 50 узлов, т.е. наверняка она будет превзойдена. В этом году заложен еще один такой корабль. Для браконьеров и нарушителей госграницы – это беда. С такими скоростями и возможностями по обнаружению, думаю, никто не сможет от него уйти. Спрятаться от него практически невозможно. Он буквально перекроет весь выход из Азовского моря. Подобные же задачи катер «Мангуст» будет решать на Каспии. Серия такого рода кораблей позволит нам закрыть большую часть проблем по рыбоохране.

Источник: Журнал «Независимое военное обозрение»


Новости

25.04.08
Пресс-служба ОАО «КСМК». Доступен фотоархив о визите премьер-министра М.Фрадкова на ОАО "Амурский судостроительный завод" в 2005г.

23.04.08
Пресс-служба ОАО «КСМК». Доступен фотоархив о визите министра обороны РФ С. Иванова на ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» в 2006 году.

23.04.08
Пресс-служба ОАО «КСМК». Доступен фотоархив о посещении Президента РФ В.В. Путина и Канцлера ФРГ Г. Шредера стенда ОАО КСМК на 58-ой Международной промышленной ярмарке в г. Ганновере в 2005 году.



Архив публикаций за 2003 г.   >>


Архив публикаций за 2004 г.   >>


Архив публикаций за 2005 г.   >>


Архив публикаций за 2006 г.   >>


Архив публикаций за 2007 г.   >>