Россия, 109074, Москва,
Славянская площадь, 2
подъезд 1, этаж 5

Тел.: (095) 755-82-69
Факс: (095) 784-69-63
E-mail: info@kcmk.ru

   На главную | О компании |Продукция | Предприятия | Фотогалерея | Пресс-релизы | Публикации | Контакты
   english version

04.09.03
ЖУРНАЛ «ВОЕННЫЙ ПАРАД». СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

 

Михаил Хейфиц, генеральный директор
ОАО «Концерн средне- и малотоннажного кораблестроения»

Водоизмещение – малое, боевые возможности – большие

Несколько месяцев назад ряд российских судостроительных предприятий объединился в ассоциацию под названием Открытое акционерное общество Концерн средне- и малотоннажного кораблестроения. В состав концерна вошли Средне-Невский (Санкт-Петербург), Хабаровский и Амурский (Комсомольск-на-Амуре) судостроительные заводы, Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (Калининград), судостроительное общество «Вымпел» (Рыбинск) и головной проектант – ЦМКБ «Алмаз» (Санкт-Петербург). Что касается финансирования практически всех судостроительных программ концерна, то оно осуществляется Межрегиональным инвестиционным банком.

Предприятия концерна охватывают большую гамму среднетоннажных и малотоннажных судов и кораблей, которые могут быть востребованы как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Что касается военного кораблестроения, то фирмы концерна поставляют отечественным и иностранным заказчикам подводные лодки, тральщики, ракетно-артиллерийские и патрульные катера. В гражданском «ассортименте» – буксиры, рыболовные сейнеры, противопожарные суда, сухогрузы, танкеры, научно-исследовательские суда и др.

Рис. 1

Таможенный катер на воздушной каверне типа «Меркурий»
постройки Хабаровского судостроительного завода

Особо подчеркну, что современные малые ракетные корабли и катера, вооруженные противокорабельными ракетами, обладают ударной мощью, соответствующей кораблям классов корвет и даже – фрегат, при относительно умеренной (они в 2-4 раза дешевле) стоимости строительства и эксплуатации. Именно поэтому в составе флотов многих европейских государств и более чем сорока стран Азии, Африки и Латинской Америки ракетные катера и малые ракетные корабли составляют основу ударных сил, а в мирное время они несут патрульную службу.

Конкуренция в этом сегменте военного кораблестроения достаточно напряженная. Анализ данного сектора мирового рынка судостроения показывает: если Россия не выйдет на него с новыми разработками и не будет активно продвигать свою продукцию, то нас в ближайшей перспективе с него вытеснят. Ситуация в мире сегодня складывается таким образом, что с развитием новых средств связи, радиолокации, гидроакустики, видов вооружения, строительство больших крупнотоннажных кораблей идет на спад. Исключение составляют разве что некоторые супердержавы, жизненные интересы которых находятся вдалеке от их береговой черты. Только они могут позволить себе вводить в строй и содержать морские гиганты.

Далеко не каждый корабль может похвастаться в наше время участием в боевых действиях. Но наши катера в боях зарекомендовали себя прекрасно. Вооруженные комплексом П-15 ракетные катера проектов 183 и 205 явились эффективным средством борьбы с надводными кораблями на закрытых морских театрах и в прибрежной зоне военных действий. Они состояли и состоят на вооружении флотов Югославии, ГДР, Польши, Китая, Индии, Индонезии, Финляндии, Египта и Сирии. Боевую проверку прошли в арабо-израильских войнах и индо-пакистанском конфликте 1971 года.

В октябре 1967 года четырьмя ракетами П-15, выпущенными с египетских РК проекта 183-Р, был потоплен израильский эсминец «Эйлат». Это событие по праву следует считать переломным в отношении стран Запада к такому средству борьбы с надводными кораблями, как противокорабельные крылатые ракеты. И если раньше в большинстве флотов крайне скептически относились к противокорабельным крылатым ракетам морского базирования, то после потопления «Эйлата» критика не только стихла, но началась интенсивная разработка этого оружия в США, Франции, Италии и других государствах.

Широкую известность получили в мире большие ракетные катера проекта 205 и их модификации. По ударному потенциалу они вдвое превосходили малые ракетные катера и строились серийно на нескольких заводах в Ленинграде, Владивостоке и Рыбинске. Головной корабль был сдан флоту в 1960 году. Проект 205 широко использовался в качестве основы для создания экспериментальных катеров, предназначавшихся для отработки новых видов оружия, вооружения и технических средств.

Рис. 2

Сторожевой корабль «Неустрашимый»
постройки Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь»

Прекрасно показали себя катера проекта 205ЭР и во время боев в Индийском океане в ходе индо-пакистанского конфликта 1971 года. В частности, во время набеговой операции на главную военно-морскую базу пакистанского флота Карачи три индийских катера ракетным залпом уничтожили пакистанские эсминец «Хайбер», тральщик «Мухафиз» и крупный транспорт.

Такие блестящие результаты, конечно же, вселяли и в наших моряков уверенность в своих силах, в превосходстве отечественной техники. Сегодня Военно-морской флот намерен приступить к строительству кораблей типа «корвет»-«фрегат» водоизмещением в полторы-две тысячи тонн. Но потребность в ударных кораблях меньшего водоизмещения тоже остро ощущается. Вот и мы в Рыбинске заложили шестисоттонный малый ракетный корабль нового поколения. Потому что именно за такими кораблями – будущее.

Не стоит, наверное, считать, что катер способен заменить авианосец. Однако для решения многих задач наших потенциальных покупателей: для охраны внутренних морей и береговой черты, экономической зоны – это самое высокоэффективное оружие. Наконец, мы предлагаем сегодня потенциальным покупателям не только сам корабль, а еще и все необходимое для его обслуживания, ремонта, заранее предусматриваем возможность модернизации.

29 июля 2001 года состоялся подъем флага на головном патрульном катере «Мираж» и передача катера Федеральной пограничной службе. Он успешно прошел ходовые испытания и показал прекрасные результаты. Даже конструкторы, создавшие его, не ожидали такого успеха. При полной нагрузке в 12 тонн и нахождении на борту, помимо штатного экипажа, сдаточной команды, госкомиссии (для катера имеет значение вес каждого человека) катер при волнении 4-4,5 балла показал скорость 46 узлов. А его спецификационная скорость – 50 узлов, и она наверняка будет превзойдена. Катер имеет современные средства вооружения.

Рис. 3

«Мираж» выходит в дозор

Для стрельбы по воздушным и малым надводным целям предназначена автоматическая артиллерийская установка АК-306 калибра 30 мм; по надводным и береговым целям – ракетный комплекс «Штурм»; для стрельбы по воздушным целям – переносный зенитный ракетный комплекс «Игла». В этом году заложен еще один такой корабль. Серия этих кораблей позволит нам решить большую часть задач по защите рыбных ресурсов, по обеспечению службы морских контрольно-пропускных пунктов (досмотров судов, пограничных и таможенных операций), по борьбе с наркобизнесом, контрабандистами и диверсионными группами. Зарубежные заказчики тоже заинтересованы в такого рода катерах. Совсем не случайно они весьма внимательно наблюдают за нашими закупками.

В портфеле Концерна средне- и малотоннажного кораблестроения немало перспективных проектов боевых кораблей и катеров. И поэтому мы с оптимизмом смотрим в будущее.

Источник: Журнал «Военный парад». Специальный выпуск


Новости

25.04.08
Пресс-служба ОАО «КСМК». Доступен фотоархив о визите премьер-министра М.Фрадкова на ОАО "Амурский судостроительный завод" в 2005г.

23.04.08
Пресс-служба ОАО «КСМК». Доступен фотоархив о визите министра обороны РФ С. Иванова на ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» в 2006 году.

23.04.08
Пресс-служба ОАО «КСМК». Доступен фотоархив о посещении Президента РФ В.В. Путина и Канцлера ФРГ Г. Шредера стенда ОАО КСМК на 58-ой Международной промышленной ярмарке в г. Ганновере в 2005 году.



Архив публикаций за 2003 г.   >>


Архив публикаций за 2004 г.   >>


Архив публикаций за 2005 г.   >>


Архив публикаций за 2006 г.   >>


Архив публикаций за 2007 г.   >>