Россия, 109074, Москва,
Славянская площадь, 2
подъезд 1, этаж 5

Тел.: (095) 755-82-69
Факс: (095) 784-69-63
E-mail: info@kcmk.ru

   На главную | О компании |Продукция | Предприятия | Фотогалерея | Пресс-релизы | Публикации | Контакты
   english version

04.08.2005
«Комсомольская правда"

Кто играет против «Янтаря»?

«Янтарь» – единственный судостроительный завод, расположенный в Калининградской области на западе России в юго-восточной части балтийского региона. Последние несколько лет государство мало обращало внимание на этот стратегически важный объект российской оборонки. Но сегодня появилась реальная возможность для оздоровления производства и стабильного развития. Однако определенные структуры заинтересованы в обратном движении, и вновь предпринимаются попытки инициировать деструктивные процессы.

Финансовая дыра

В 1995–1997 годах прекратилось финансирование госзаказа, размещенного на «Янтаре». Не выполнялись сроки возвращения задолженности ВМФ за выполненные работы по госзаказу. В 1995 году завод получил банковский кредит у Внешторгбанка в размере 12 миллионов долларов на постройку двух судов для иностранной компании. Эти средства были использованы на строительство заказа и частично на сохранение и поддержание производственных мощностей завода. Однако бывшее руководство завода, привыкшее жить при советской плановой экономике, было не способно вести эффективную политику управления предприятием. Как экспортные, так и внутренние заказы принимались по низким ценам, а высокая себестоимость работ оборонного предприятия и низкий уровень менеджмента привели к увеличению убытков. Так, в 1995 году за сданный сухогруз «Сакала», построенный для Эстонского пароходства, при себестоимости заказа 34 миллиона немецких марок, завод получил всего 21,5. Так образовалась «финансовая дыра». Дефолт 1998 года усугубил положение дел. Нецелевое использование кредитных средств, нехватка денег на приобретение оборудования сделали дальнейшее строительство этих заказов невозможным. Видя все это, Внешторгбанк прекратил кредитование предприятия.

Курс на стабилизацию

С 2000 года с приходом нового руководства и новых акционеров ситуация стабилизировалась. Появились новые коммерческие заказы, расширились связи с иностранными компаниями, увеличились объемы производства государственных заказов, велось плановое строительство корабля «Ярослав Мудрый», патрульных судов проекта «Спрут» для морской охраны пограничной службы, ремонт кораблей для Балтийского флота, был заключен ряд контрактов на строительство судов для зарубежных заказчиков. Предприятие вошло в состав Концерна средне- и малотоннажного кораблестроения (КСМК), принимало участие в тендерах по линии военно-технического сотрудничества, активно продвигало свою экспортную программу, военную и гражданскую продукцию. Регулярно выплачивалась зарплата трехтысячному коллективу. Однако недостаток средств ГОЗ и отсутствие времени на проведение исследований по изучению рынка коммерческого судостроения не позволили погасить долг основному кредитору.

В конце 1999 года основной кредитор инициировал процедуру банкротства, но затем подписал мировое соглашение. А в 2003 году оно было расторгнуто, так как завод не смог полностью выполнить все условия. Было введено внешнее наблюдение. Долг перед основным кредитором составлял 20,5 миллиона долларов.

В декабре 2004 года определением Арбитражного суда была произведена замена одного кредитора другим. Межрегиональный инвестиционный банк (МИБ) официально вступил в состав кредиторов завода. Надо отметить, что МИБ – активный участник на рынке судостроения – был напрямую заинтересован в оздоровлении «Янтаря», так как через аффилированные структуры является акционером завода.

В работе по восстановлению предприятия, отстаивая его право на существование, а трудового коллектива – на рабочие места, участвовали руководство завода и его основные акционеры – АКБ «Межрегиональный инвестиционный банк» (АКБ «МИБ») и КСМК. Также активную поддержку оказала администрация Калининградской области в лице губернатора Владимира Егорова, который, в свою очередь, неоднократно обращался за содействием не только в правительство РФ, но и непосредственно к командованию ВМФ. Таким образом, хозяйственный комплекс региона сохранил стратегически важное производство, занимающее серьезные позиции в российском кораблестроении.

Очевидно, что завод «Янтарь» важен не только для социально-экономического развития области, но и для развития отрасли в масштабе страны, то есть для обеспечения обороноспособности России, поэтому критическая ситуация на нем была далеко не внутренним делом предприятия.

Акционер-кредитор

На сегодняшний день «Янтарь» – это последний завод России, специализирующийся на строительстве надводных кораблей, где контрольный пакет – 51 процент акций – принадлежит государству. Главная загадка «Янтаря» состояла в том, что долгие годы все федеральные структуры вели разговоры о стратегическом значении прибалтийского завода, а на деле вместо видимого прогресса положение предприятия ухудшалось год от года.

Однако усилиями новых акционеров была начата реструктуризация, основной задачей которой являлось избавление предприятия от долгов.

Начиная с 2004 года резко улучшилось состояние дел на предприятии. Были решены главные вопросы: реструктуризация задолженности, привлечение коммерческих контрактов и возвращение в государственный оборонный заказ. Предприятие выиграло тендер на постройку новейшего проекта большого десантного корабля, и 23 декабря 2004 года был заложен БДК «Иван Грен». Наметились явные пути оздоровления завода, но вместе с этим стали происходить довольно странные вещи...

Странные игры

Без объяснения причин внезапно сократилось финансирование госзаказа, которое за 7 месяцев 2005 года составило лишь 12 процентов от запланированных средств.

Предпринимались заведомо бесперспективные и необъяснимые попытки по введению «Янтаря» в различные структуры, незаинтересованные в развитии судостроения в регионе. Дальше – больше: в прессе появились статьи о том, что завода «Янтарь» больше не существует, коллектив разбежался, а основные фонды разрушены. Эта дезинформация не могла не повлиять на поведение иностранных заказчиков и на привлечение коммерческих контрактов, потребовав от основного кредитора, руководства завода и КСМК предпринять все меры по стабилизации положения. Выделение дополнительных финансовых средств АКБ «МИБ» позволило заводу продолжить работу по государственному заказу и выплачивать зарплату многотысячному коллективу. Таким образом, частная структура фактически финансировала госзаказ. Руководитель федерального агентства по промышленности (Роспром) Борис Алешин был крайне озабочен сложившимся положением. Он провел ряд совещаний, на которых были определены направления развития и дальнейшая судьба «Янтаря». Прежде всего это касается перспективы вхождения завода во вновь создаваемые интегрированные структуры в судостроительной отрасли, что особенно важно для улучшения инвестиционного климата на предприятии.

Резолюция президента – поддержать

Губернатор Владимир Егоров во время празднования 750-летия Калининграда обратился к президенту Владимиру Путину с просьбой рассмотреть вопросы по урегулированию проблем «Янтаря». И после соответствующего поручения президента – поддержать предложения главы региона – все пришло в движение. Вопрос: надолго ли?

Выход есть

При хорошем исходе «Янтарь» должен стать заводом, которым управляют акционеры и государство, что позволит дополнительно привлечь инвесторов и развивать предприятие. При этом у государства остается блокирующий пакет акций 25% + 1. Остальные акции должны принадлежать тем структурам, которые заинтересованы в оздоровлении предприятия.

Позиция губернатора однозначная, и он ее не меняет – у «Янтаря» должен появиться эффективный собственник. На днях в администрации области прошли совещания, где были подготовлены конкретные предложения, направленные на стабилизацию и развитие предприятия.

В итоге губернатор в очередной раз обратился к председателю правительства Михаилу Фрадкову с соответствующим обращением. Особенное беспокойство вызывает то, что потеря такого завода не может не отразиться на боеготовности Балтийского флота. Ведь «Янтарь» – незамерзающая главная база судоремонта кораблей Балтийского флота.

Сегодня приватизация верфей и ЦКБ, увеличение доли частного капитала с возможностью мгновенного реагирования на финансовые проблемы предприятия – это естественный процесс, который диктует время, и здесь не место для принятия половинчатых решений. У завода должен быть хозяин. Проблема ясна. Предложения региональных властей и руководства завода рассматривает правительство. В том случае если они будут приняты, попытка стабилизировать положение на «Янтаре» будет успешной. При ином раскладе выиграют те, кто заинтересован в уничтожении кораблестроения на западе России. Вселяет надежду жесткая резолюция президента, направленная на поддержку «Янтаря».

29 июля прибалтийскому заводу исполнилось 60 лет. И есть все основания полагать, что юбилейный год станет годом динамичного развития.

***

Когда верстался номер

Государственные заказчики перечислили в достаточном объеме авансовые платежи на строительство боевых кораблей «Ярослав Мудрый», «Иван Грен», учебного судна для подготовки офицерского состава флота «Бородино». На данный момент судостроительное предприятие обеспечено заказами на длительный период, восстанавливаются зарубежные контакты, замороженные в процессе внешнего управления. А как долго это продлится, должны ответить те, кто принимает решения.

Источник: «Комсомольская правда», 04.08.2005, Олег Головин


Новости

25.04.08
Пресс-служба ОАО «КСМК». Доступен фотоархив о визите премьер-министра М.Фрадкова на ОАО "Амурский судостроительный завод" в 2005г.

23.04.08
Пресс-служба ОАО «КСМК». Доступен фотоархив о визите министра обороны РФ С. Иванова на ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» в 2006 году.

23.04.08
Пресс-служба ОАО «КСМК». Доступен фотоархив о посещении Президента РФ В.В. Путина и Канцлера ФРГ Г. Шредера стенда ОАО КСМК на 58-ой Международной промышленной ярмарке в г. Ганновере в 2005 году.



Архив публикаций за 2003 г.   >>


Архив публикаций за 2004 г.   >>


Архив публикаций за 2005 г.   >>


Архив публикаций за 2006 г.   >>


Архив публикаций за 2007 г.   >>